M U S I C


С пяти лет Дидье Маруани изучает в Монако классическую музыку: игру на фортепиано, сольфеджио и гармонию. В 10 лет он начинает сочинять песни, в 12 лет записывается его первая песня "L'etoile d'Or", сочиненная в честь Дня Отцов. В 15 лет он переезжает в Париж и продолжает свое музыкальное образование в Консерватории, которую заканчивает со 2-й премией по фортепиано и 1-й по сольфеджио. В 17 лет он пишет песни вместе с Этьеном Рода-Гиль (Etienne Roda-Gil) для Nicoletta (Николетты), Regine (Регины), Herve Vilard (Эрве Виларда), Gilbert Montagnе (Гильберта Монтане).
В 1975 году - Дидье Маруани сочиняет и записывает свой первый вокальный альбом, тексты песен которого написаны в соавторстве с Этьеном Рода-Гиль; Дидье совершит 3 турне с Джонни Холлидеем (Johnny Hallyday), Джо Доссеном (Joe Dassin) и Клодом Франсуа (Claude Franзois). В этом году он завоевывает Гран При Токийского фестиваля, однако его интересы лежат в области экспериментов с электронными инструментами, что выливается в 1977 году в создание группы "SPACE".
Начиная с 1983-го Дидье частый гость в СССР и России, в 87 году он записывает альбом "Космическая опера", в котором в звук синтезаторов сплетается с хорами Гарвардского университета и Красной армии.
1977 - Под псевдонимом ECAMA, Дидье создает группу SPACE, для которой он пишет всю музыку, и начинает свое восхождение к верхушкам хит-парадов.
 
"MAGIC FLY" становится хитом во всем мире (і1 одновременно по продажам и в хит-парадах радиостанций и клубов Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавии, Южной Америки, Великобритании, Советского Союза, в национальном диско-чарте США; был подписан контракт с Casablanca Records, где 3-й альбом занял 45-е место по продажам в Bilboard). Первые три альбома SPACE были проданы в количестве более 10 миллионов дисков. Андре Росси (Andrй Rossi), в то время - министр внешней торговли Франции, вручает Дидье "золотые" диски, в качестве награды за один из ярких успехов французской звукозаписывающей промышленности.
Декабрь 1977 - Выход в свет альбома "DELIVERANCE" ("Освобождение"), который повторил успех первого альбома "MAGIC FLY". "DELIVERANCE" приносит группе не только огромный коммерческий успех, но и укрепляет мировое признание группы и ее композитора, в котором открывается талант истинного мелодиста, увлеченного новыми технологиями. В записи альбома принимает участие Рэй Купер, ударник Элтона Джона; будет заказана маленькая скрипка на лучшей студии в Англии, которая работала в то время для самых известных групп, таких, как Pink Floyd. 1978 - Дидье пишет музыку и ставит музыкальную комедию о событиях мая 1968, "LE REVE DE MAI" ("Майская мечта"), в которой приняли участие многие известные французские певцы.
Ноябрь 1979 - Выход альбома "JUST BLUE". Композиции из этого альбома часто звучали на радио и телевидении, SPACE устраивает многочисленные концертные турне по всей Европе.
1980 - Дидье сочиняет музыкальные позывные для первой научно-фантастической телевизионной передачи "Времена Х" (TEMPS Х), представляемой Игорем и Гришей Богдановыми (два брата-близнеца из России). Эта передача, выходившая по всей Европе, имела огромный успех.
1981 - Дидье проводит 5 месяцев в США, чтобы записывая альбом из 10 песен для группы "FANTASM" ("Образ"). В состав группы входили пять симпатичных девушек с красивыми голосам. Альбом распространялся в Европе.
Июнь 1983 - Дидье и его группа SPACE получают приглашение министра культуры СССР приехать на гастроли в Россию и дать серию из 21 концерта, которые собирают более 300.000 зрителей на олимпийских стадионах Москвы, Ленинграда и Киева. Впервые французский артист выступал на таких огромных сценах, и стоимость билетов на черном рынке доходила до 100$. Это турне стало настоящим феноменом, как музыкальным, так и социальным. Дидье Маруани в СССР прозвали "Маленький Принц Синтезатора".
1984 - Запись в Нью-Йорке альбома из 8 песен: Seul dans la Ville ("Один в городе"). (Диски TREMA).
1985 - Запись альбома "Debout les mфmes" ("Дебют малышей" (Диски TREMA).
Июнь 1987 - Запись "SPACE-OPERA", первой космической оперы, написанной для синтезатора и хора. После 6 месяцев переговоров с советскими министрами культуры и обороны, Дидье добивается участия в записи альбоме "SPACE-OPERA" хора Красной армии, а также хора Гарвардского университета (США). Этот альбом был доставлен на российскую космическую станцию "МИР". В знак надежды и единения, диск был выведен советскими космонавтами на орбиту. "SPACE-OPERA" имеет большой успех в Европе.
1988 - Маруани пишет музыку и выпускает диск для американской певицы-негритянки Глории Гейнор, исполнительницы хита "I WILL SURVIVE"; на этом диске Гейнор исполняет песню из 3-го альбома SPACE: "MY LOVE IS MUSIC" и "IF I NEED YOU".
Январь 1990 - По просьбе европейских космических организаций (ES.A, C.N.E.S, ARIANESPACE), Дидье дает мега-концерт в честь десятилетия создания ракеты ARIANE, собравший более 40.000 зрителей в Кайенне (Гвиана).

14 июля 1990 - Концерт в Голф-Жуане на закрытии первого фестиваля Жана Маре, с участием 60 хористов Оперы Монако и 50 техников, синхронизирующими во время концерта музыку с визуальными эффектами (лазеры, проекции гигантских изображений, фейерверки).
 
Май 1991 - Дидье Маруани и "SPACE" в сопровождении команды из 40 человек (музыканты и техники) возвращаются в Советский Союз, чтобы дать серию из 14 концертов в ходе проведения которых было использовано множество визуальных эффектов: высокоуровневая технология освещения, лазеры, проекции. Концерты посетили более 200.000 зрителей. Около 12 миллионов дисков SPACE продано в СССР.

21 июня 1992 - После года переговоров с мэром Москвы и российским правительством, Дидье добивается разрешения для проведения концерта на Красной площади. Около 360.000 зрителей присутствовали на этом бесплатном концерте, в котором также участвовали звезды российской и международной эстрады.

Август 1992 - Два концерта в Алма-Ате (Казахстан).
Июнь 1994 - Дидье приглашается в Крым для эксклюзивного концерта в Крыму в Севастополе. Он стал первым иностранным артистом, выступившим в этом городе. Концерт собрал 60.000 зрителей.
Январь 1995 - В Южной Азии (Таиланд, Тайвань) выходит альбом "SPACE MAGIC CONCERTS".
1996 - Во всех республиках Союза выходят 8 CD, собравших записи "SPACE" и "PARIS FRANCE TRANSIT".

1998 - Через 20 лет после выхода в свет оригинала "MAGIC FLY", Маруани подписывает контракт с фирмой VIRGIN о распространении дисков SPACE.
1999 - Выпуск в продажу 4 оригинальных альбомов SPACE на CD, а также сборника лучших композиций SPACE (15 хитов) на CD, среди которых первоначальная версия "MAGIC FLY" и другие композиции.
2000 - Дидье Маруани завершил работу над своим последним альбомом "SYMPHONIC SPACE DREAM" в записи которого принимал участие Санкт-Петербургский Симфонический оркестр (150 музыкантов). В аранжировке композиций принимали участие два русских музыканта: Владимир Логозинский и Дмитрий Соболев.
В новый альбом Маруани вошли следующие композиции:
1) OYE OWA
2) DANCING IN SPACE
3) RIMA SONG
4) A SYMPHONIC SPACE DREAM
5) SYMPHONY
6) FROM ANGELS TO RAPHAEL
7) START-UP
8) MAGIC FLY
9) NEW YORK PARIS

"SYMPHONIC SPACE DREAM" - это альбом, каждая композиция которого пронизана духом творчества Дидье Маруани.

 

 

Из фондов бывшего архива ЦК КПСС

Широкой популярностью среди советской молодежи 80-х пользовалась французская группа «Спейс» под руководством Дидье Маруани. Поначалу «космическая» музыка «Спейс» распространялась в СССР в магнитофонных записях. Иногда французов можно было услышать на радио «Маяк». А в новогоднюю ночь (вернее на ее исходе, когда значительная часть «принявших на грудь» советских граждан в изнеможении падала в объятия Морфея), Маруани и его команду можно было даже увидеть на TV в рамках десяти-пятнадцатиминутных концертов западной эстрады. Они предлагались после трехчасового «Голубого огонька» с участием советских артистов и получасового концерта мастеров эстрады «братских социалистических стран».

Наконец, в 1983 г., преодолев мучительные сомнения, министерство культуры СССР все же решилось организовать гастроли «Спейс» в Советском Союзе. Разумеется, все было оговорено заранее: что можно и чего нельзя французским музыкантам в СССР, — согласованы маршрут, программа и техническое оформление их выступлений. Чиновники Госконцерта вникали в малейшие детали, опасаясь возможного идеологического подвоха со стороны Маруани и его длинноволосых парней.
О том, как проходили эти гастроли, свидетельствуют три документа, обнаруженные мною в бывшем архиве ЦК КПСС. Судя по этим документам, выступления «Спейс» в Москве, Ленинграде и Киеве летом 1983 г. проходили под неусыпным контролем агентов КГБ и чиновников Минкульта. История с группой «Спейс» типична для взаимоотношений, которые существовали между приглашаемыми с Запада гастролерами и советскими властями. В этом смысле она и интересна.
Из архивных бумаг видно, что «дело» Маруани завел комитет государственной безопасности.

Переписка открывается запиской тогдашнего председателя КГБ Виктора Чебрикова на имя секретаря ЦК КПСС по идеологии Михаила Зимянина:
Уважаемый Михаил Васильевич!
При этом направляю Вам справку о гастролях в Советском Союзе эстрадного ансамбля «Спейс».

6 июля 1983 года
В.Чебриков.
Справка была составлена в КГБ и подписана
И.П.Абрамовым, заместителем Чебрикова.

СПРАВКА
о гастролях французского эстрадного ансамбля «Спейс»
По линии Госконцерта СССР в Советском Союзе проходят выступления французского эстрадного ансамбля «Спейс»: в Москве 21.06.-27.06, в Ленинграде 30.06-6.07 и в Киеве 8.07.-14.07 с.г.
Обращает на себя внимание ряд негативных моментов в поведении участников ансамбля:
в нарушение согласованной программы ансамбль исполнял «рок-н-ролл» под названием «Памяти Элвина (так в тексте — П.Ч.) Пресли» (одного из представителей западного музыкального шоу);

причем это делалось по завершении концерта, когда часть зрителей покидала свои места; вышедшие из зала возвращались назад; возникавшая таким образом ситуация со встречными потоками людей при значительном числе зрителей (в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве — около 17 тыс. чел.) была чревата нарушениями общественного порядка;

руководитель ансамбля Д.Маруани неоднократно требовал от представителей Минкультуры СССР, чтобы милиция «не мешала» зрителям выходить на сцену «для выражения своих чувств»;
в Ленинграде после концертов у служебного выхода участники ансамбля разбрасывали в толпу зрителей открытки с изображением группы «Спейс», что вызывало нездоровый ажиотаж и приводило к нарушениям общественного порядка;

для наглядного сопровождения песни «Дитя» руководитель ансамбля Д.Маруани настойчиво требовал демонстрации заранее заготовленной киноленты, где показаны дети и молодые люди с завязанными ртами; по замыслу исполнителей это должно было символизировать конфликт поколений и, в частности, иллюстрировать то, что старшее поколение якобы не дает молодежи свободно выражать себя; принятыми мерами через оперативные возможности в Министерстве культуры СССР показ киноленты был предотвращен;
участники ансамбля постоянно искали контакты с женщинами легкого поведения, а двух из них увезли с собой в Ленинград без билетов, что было обнаружено в поезде при контрольной проверке.

Необходимо также отметить, что директор спорткомплекса «Олимпийский» Э.Бобровников, грубо нарушив правила работы с иностранцами, организовал без согласования с Минкультуры СССР банкет для участников ансамбля «Спейс» (не предусматривавшийся программой); в ходе вечера, будучи в нетрезвом состоянии, Э.Бобровников допускал элементы панибратства и хвастливо заявлял о своей готовности и впредь предоставлять зал для выступлений ансамбля.

И.П.Абрамов
4 июля 1983 года


По получении этой справки Зимянин отдал распоряжение заведующему отделом культуры ЦК КПСС Василию Шауро разобраться с министерством культуры и Госконцертом, а также выяснить, на каком основании посольство СССР во Франции рекомендовало принять группу «Спейс» в Советском Союзе.
В архиве сохранился официальный оправдательно-самокритичный ответ Минкультуры в ЦК КПСС, подписанный 1-м заместителем министра Юрием Барабашем.


Секретно
Экз. N1
ЦК КПСС
О гастролях в СССР французской
эстрадной группы «Спейс»


В соответствии с поручением Отдела культуры ЦК КПСС Министерство культуры СССР сообщает следующее.
Группа «Спейс» была рекомендована для гастролей в СССР Совпосольством во Франции во время пребывания в ноябре 1982 г. в Париже директора Госконцерта СССР. В последующей переписке с Министерством Совпосольство подробно обосновывало свое предложение, положительно характеризуя ансамбль и его руководителя Д.Маруани как с точки зрения его прогрессивных взглядов, так и в профессиональном отношении.
После ознакомления с грамзаписями и видеокассетой Госконцерт СССР, на основе положительного заключения его художественной коллегии, в январе представил Министерству предложение об организации гастролей группы «Спейс» в СССР. (...)
Ссылаясь на специфику программы, посвященной теме космоса, громоздкость необходимого звукового и светового оборудования, руководство группы обратилось с просьбой об организации выступлений в больших, типа спортивных, помещениях. Учитывая также и то, что данный ансамбль достаточно хорошо известен в СССР по передачам советского радио и телевидения и, следовательно, можно ожидать проявлений активного интереса к его концертам со стороны широкого зрителя, руководство Госконцерта СССР обсудило в установленном порядке вопрос о возможности проведения гастролей в июне-июле с.г. в спорткомплексах Москвы, Ленинграда и Киева. На проведение гастролей в Московском спорткомплексе «Олимпийский» было получено согласие секретаря МГК КПСС т.Роганова А.М.


К апрелю, по сообщению Совпосольства, стало известно, что французские власти запретили ансамблю выступить с концертом для строителей газопровода во Львове, а также вдвое уменьшили субсидию на гастрольную поездку в СССР (выделено редакцией), о чем руководитель группы заявил с возмущением на одной из пресс-конференций.
Несмотря на это, ансамбль провел большую подготовительную работу к гастролям; руководитель дал более 15 интервью во французской и зарубежной печати, провел телевикторину «Что вы знаете об СССР?». Во всех своих выступлениях он дружелюбно отзывался о Советском Союзе.
Контракт на гастроли «Спейс» в СССР был подписан Госконцертом 8 июня после согласования всех вопросов, связанных с их проведением, и утверждения плана культсвязей на II квартал.
Гастроли ансамбля «Спейс» проходили с 21 по 27 июня в Москве, с 1 по 5 июля в Ленинграде и с 8 по 14 июля в Киеве в спорткомплексах городов. За этот период было дано 18 вечерних и 3 дневных концертов.

До начала гастролей группы были отработаны с соответствующими организациями гг. Москвы, Ленинграда и Киева необходимые организационно-технические вопросы, намечены и осуществлены меры по поддержанию порядка, с руководством ансамбля согласована программа выступлений.
Концерты французских артистов начинались с показа кинокадров, изображающих Ю.А.Гагарина, а также участников совместного советско-французского полета, а заканчивались исполнением советских мелодий. В конце программы на первом концерте руководитель группы поблагодарил правительство СССР за предоставленную возможность выступить в Советском Союзе, выразил добрые чувства в адрес советского народа, отметил, что главная цель гастролей группы в нашей стране — посредством музыки сближать народы и нести идеи гуманизма и мира.
Подобными словами руководитель группы заканчивал затем каждый концерт, об этом же он говорил в интервью советским и зарубежным корреспондентам.
На одном из концертов по инициативе французских артистов зрители устроили овацию советскому летчику-космонавту Б.Волынову.

В период гастролей ансамбль побывал в мавзолее В.И.Ленина, у могилы Неизвестного солдата, памятника Ю.А.Гагарину, в Музее космонавтики в Москве, на Пискаревском кладбище и крейсере «Аврора» в Ленинграде; в Киеве артисты посетили мемориальный комплекс истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Совпосольство во Франции отмечает, что отклики на гастроли большинства средств массовой информации «носили дружественный к нашей стране характер». По мнению друзей, эти гастроли «послужили еще одним подтверждением взаимного интереса народов обеих стран к их культурному сотрудничеству».

Вместе с тем в ходе гастролей группы «Спейс» имели место и случаи негативного характера.
Руководитель группы, вопреки предварительной договоренности, настаивал на показе во время исполнения песни «Дитя» кинокадров, изображающих детей с завязанными ртами, что, по его словам, помогало раскрыть ее содержание. С учетом того, что советскому зрителю непонятны слова песни, эти кадры по настоянию Госконцерта были сняты.
Во время некоторых концертов и после них, в частности в Ленинграде, французы пытались вызвать чрезмерно активную реакцию зала, ажиотаж и скопление публики, отступали от согласованного репертуара.

В этой связи руководству группы и работникам посольства Франции в СССР был высказан решительный протест. На концерты в Киев были специально направлены представители Министерства и Госконцерта для принятия дополнительных организационных мер.
Министерство культуры СССР сделает необходимые выводы из отмеченных недостатков в проведении гастролей группы «Спейс». Будут приняты действенные меры по недопущению впредь негативных моментов в подготовке и организации гастролей зарубежных артистов в нашей стране.


Докладывается в порядке информации.
Первый заместитель
Министра культуры СССР
Ю.Я.Барабаш
28 июля 1983 г.


На основании письма Ю.Барабаша заместитель заведующего отделом культуры ЦК КПСС З.Туманова 10 августа 1983 г. направила справку-отчет (опять же под грифом «Секретно») М.Зимянину. Кратко изложив факты, содержавшиеся в письме Барабаша, Туманова констатировала:
«Министерству указано на необходимость более тщательной подготовки и организации выступлений зарубежных эстрадных коллективов в нашей стране».

На этом бюрократический круг: сигнал КГБ, поручение разобраться, отчет о принятых мерах — замкнулся. 11 августа 1983 г. «дело» Маруани было отправлено в партийный архив.
Спустя два года, уже при Горбачеве, «Спейс» вновь гастролировал в Советском Союзе. На этот раз выступления французских музыкантов широко освещались по телевидению, где в прямом эфире был показан их заключительный концерт в Москве, имевший оглушительный успех. Поскольку соответствующие архивные документы ЦК КПСС за 1985 г. пока не рассекречены, остается лишь гадать, в какой степени властями были учтены (и учитывались ли?) «уроки» предыдущих гастролей «Спейс», которые пришлись на короткое, но суровое андроповское правление.

Спейс в Киеве