P I K O

piko

PIKO Modelbahn — культовые модели железной дороги, предмет гордости и коллекционирования технически-ориентированных и не особо стесненных в средствах советских школьников и их родственников.
Компания PIKO Spielwaren GmbH, а именно таково на сегодняшний день полное название этой компании, начала поставлять свою продукцию на советский рынок ещё в конце 60-х годов. В силу международного разделения труда внутри СЭВ, производство модельных железных дорог, получившее столь сильное развитие на Западе, в Союзе практически отсутствовало.
Отечественный аналог в виде "Пионерской" железной дороги трудно назвать моделью, и, тем более, сравнивать с аккуратными и изящными изделиями фирмы PIKO.
Вообще, именно аккуратностью и изяществом исполнения отличалось подавляющее большинство продукции из ГДР, и в первую очередь — модели железных дорог.
Основную часть ассортимента PIKO составляли модели в масштабе 1:87, или говоря другими словами — типоразмера H0.
В таком масштабе детализации моделей вполне достаточно для того, чтобы сделать читаемыми даже самые мелкие надписи, а детали механизмов легко различимыми. Обозначение H0 происходит от "half zero", половина от нулевого типоразмера 1:43, который взят за точку отсчёта.
Однако для многих гораздо большее значение имела продукция компании Zeuke, а позднее Berliner TT-Bahnen. Эта замечательная компания выпускала модели в масштабе 1:120 или попросту TT.
Они были меньше и компактнее, а значит, такую железную дорогу уже можно было построить на большом письменном столе. Собственно TT и означает Тtable topУ. Кстати, легендарные макеты в магазине Лейпциг были именно в этом типоразмере. Макет на H0 появился уже в конце 80-х.
Все коллекционеры по большому счёту делились на TT-шников и H0-ников. Был ещё масштаб 1:160 или N — но это уж совсем для гурманов.
Модели домов для всех типоразмеров, а также детали ландшафта поставляла фирма VERO; отдельные люди привозили постройки фирмы Mamos.
Модельный ряд локомотивов и вагонов мог удовлетворить притязания большинства советских мальчишек и девчонок, а также их родителей-коллекционеров.Были представлены все эпохи железнодорожной истории: от паровозов до современных дизельных локомотивов и электровозов.
То же относится и к вагонам — цистерны, "ледники", платформы для грузов, пассажирские и почтовые, вагоны-рестораны и т.п. Особенно радовали глаз вагоны ранних эпох — в них было что-то особенное, романтика прошлого столетия.
Медитативный процесс склеивания моделей домиков в первую очередь затягивал родителей, т.к. требовал большей аккуратности, чем могли обеспечить их дети.
Кроме того, это позволяло каждому почувствовать себя дизайнером: шторки, газончики, заборчики, плакаты — что хочешь, то и клей.
Локомотив приводился в движение маленьким электродвигателем постоянного тока, в то время как всяческая автоматика и сигнальные огни работали на переменном токе.
Всё подключалось к трансформатору-пульту, как правило, легендарному "кирпичу" FZ1 производства той же PIKO.
Маленькие паровозики и электровозики двигались по миниатюрным рельсам словно настоящие.
В кабинах некоторых моделей горел свет, а снаружи — фары.
Переключались огни светофоров, щелкали при срабатывании автоматические стрелки.
Чем больше коллекция обрастала всевозможными рельсами, домиками, стрелками и семафорами — тем сильнее был эффект волшебства "немецкой" железной дороги, тем больше это походило на маленький город.
Хотя и без обилия аксессуаров, а стоили они всё-таки не очень дёшево, даже в городах из кубиков и коробок, в тысячах советских квартир — модели железных дорог из братской ГДР приносили с собой кусочек Европы: красивой, изящной и недостижимо далёкой.
На сегодняшний день компания PIKO является одним из лидеров, а также одной из самых старых и уважаемых компаний в сфере железнодорожных моделей.
Berliner TT-Bahnen уже, к сожалению, в прежнем виде не существует, и носит теперь название TILLIG Modellbahnen GmbH &Co.
Бессменный поставщик домиков — фирма VERO была поглощена компанией Auhagen Gmbh.


Кстати последняя примечательна тем, что до сих пор печатает документацию в том числе и на русском языке
назад